18 мая Находка празднует день рождения — 56 лет. В 1950 году рабочий поселок Находка Указом Президиума Верховного Совета РСФСР получил статус города. А основана Находка была 159 лет назад. За это время она прошла путь от военного гидрографического поста до третьего по величине города Приморья и самого крупного порта региона. Сейчас Находка — незамерзающий порт с круглогодичной навигацией, «ворота России в Тихий океан», фактически транспортный мегаполис, который входит в лидеры страны по грузообороту, и, в то же время, город с комфортной городской средой, одна из точек притяжения туристов со всей страны.

От форпоста к фактории

Официальная история Находки началась в июне 1859 года. Тогда генерал-губернатор Восточной Сибири, Н.Н. Муравьев-Амурский возвращался из японского порта Хакодате. Из-за непогоды его судно бросило якорь в неизвестной бухте. Генерал-губернатор немедля окрестил бухту Находкой, а заливу дал имя колёсного пароходо-корвета с парусным вооружением, на котором плыл, — Америка. Честь носить фамилию штурмана «Америки», Я.Т.Астафьева, выпала уже входному восточному мысу, который открыли год спустя.

На мысе Астафьева весной 1864 года и сформировали военный гидрографический пост, где проводили ежедневные наблюдения за погодой. Сначала этим занимались пять человек — унтер-офицер Михаил Герасимов и четверо рядовых солдат. Бухту же использовали как якорную стоянку для судов, следовавших между Сучаном и Владивостоком.

К 1867 году на этой местности строилась фактория — торговое селение, а в июле этого года было основано Удельное ведомство площадью примерно 468 тысяч десятин. В этот период число жителей-колонистов росло: военный пост в Находке укрепили сотней солдат, решался вопрос о переселении партий людей из центральных областей, и государство даже планировало перепись населения на исследованных землях. А в 1868 году для освоения фактории Находка из финского города Або прибыла первая партия колонистов — целых 57 человек. На Находку были большие планы, которые понемногу реализовывались. Однако в 1870-71 годах после серии трагических событий возникла пауза в освоении самого южного города на востоке России. Фактория стремительно пришла в упадок. Поселок опустел почти на сорок лет.

Как писала газета «Владивосток» от 13 сентября 1883 года: «Опустелая Находка почти вся пошла на дрова заходящим судам, а ценные вещи перевезены во Владивосток. Несмотря на это, если выжить отсюда манз, дать им другие места и поселить в десятки и даже сотни раз больше количество наших поселенцев, ни один из них не останется без дела. Можно было бы вывозить мясо в Японию. Для полного преуспевания дела необходимо позаботиться о складочных пунктах. Для якорной стоянки прекрасное место представляет бухта Находка, закрытая ото всех ветров».

20 век: от маяка к рабочему поселку

Возвращение Находки к жизни символически началось со светом маяка, который установили в бухте в 1906 году. Жизнь будущего великого порта вышла на новый виток. Сюда вновь поплыли переселенцы, поселения начали благоустраивать. В 1917 году избрали Сельский совет, в 1930-ые открыли рыбозаводы «Находка» и «Козьмино», начали поиск пресной воды для рыбокомбинатов, создали пограничный отряд, открыли первую школу. Особый корпус железнодорожных войск РККА проложил железную дорогу и построил первую станцию — Лацис (сейчас «Находка»). А в 1939 году ЦК ВКПб и Совнарком СССР решили перенести Владивостокский торговый и рыбный порты в бухту Находка.

В 1940 году населенный пункт Находка отнесли к категории рабочего поселка и начали активно застраивать. Строили объекты поселка в основном заключенные четырех окрестных лагерей ГУЛАГа, которые работали в Военно-морском строительном управлении. Они отстраивали Владивостокскую, Московскую (сейчас Ленинскую) улицы, улицу Луначарского и станцию Тихоокеанская. Собственно, улица Московская (ныне Ленинская) — это единственный район, отвечающий идее единых ансамблевых решений и приспособленный к сложному рельефу Находки. Она застраивалась по спецпроектам, одобренным Москвой, и стала примером сталинского ампира в Находке. Зеркальная композиция — широкий бульвар, зеленая аллея симметрично по центру улицы и магазины на первых этажах домов подразумевали, что Ленинская выступит культурным центром Находки и ее торговой зоной.

Становление города-порта

В военное время Находка стала «рыбным тылом»: план по производству рыбных консервов, которые потом отправляли в госпитали и на фронт, работники перевыполняли в 6-8 раз. 9 августа 1942 года комбинат «Тафуин» за перевыполнение государственного плана удостоился Красного Знамени Государственного Комитета Обороны СССР. И тогда же в городе установили Памятник героическому труду рабочих рыбокомбината «Тафуин» в годы Великой Отечественной войны. В 1943 году началось строительство города-порта на месте поселка, а в 1944 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был образован Находкинский район с центром в рабочем поселке Находка.

После окончания войны в Находке был японский лагерь репатриации. Здесь жили примерно 4 тысячи японцев. Военнопленные восстанавливали народное хозяйство вместе с добровольцами и советскими заключенными. За пять лет, с 1945 по 1950 годы, японцы построили дома на десятке улиц: Гончарова, Сибирской, Парковой, Гагарина, Лермонтова, Полевой, Садовой, Горького, Комсомольской, Нахимовской; в Почтовом переулке, возле станции Бархатная и в районе Центральной площади. Их силами были сооружены дамба через озеро Соленое, паротурбинная станция, Находкинский гидроузел, железная дорога от станции Каменка до Торгового порта, школа №6. Пишут, что некоторые дома, построенные японцами, можно узнать по вылепленному на них изображению лотоса.

17 июня 1947 года Совет министров СССР принял Постановление «Об организации порта в бухте Находка». Так возник Находкинский морской торговый порт. В этом году к берегам Находки приплыл датский пароход «Грета Мерск» — первое иностранное торговое судно. Дальше стали строить причалы торгового порта, что существенно подтолкнуло развитие Находки. В 1950 году Находка получила статус города краевого подчинения. К этому моменту численность населения составляла уже 28 тыс. человек, в городе было 75 магазинов и столовых.

Гипрогор (сейчас Российский институт градостроительства и инвестиционного развития, проектировавший генеральные планы городов и рабочих поселков) разработал Генплан по строительству города в 1949 году, а потом откорректировал его в 1953.

Разумеется, генеральный план задавал тон проекту. Но строительство в такой зоне имеет особенности. У бухты Находка довольно неудобный для города изрезанный топографический рельеф. Кроме того, поскольку в Находке довольно долго не было Управления главного архитектора, следить за качеством строительных работ было особо некому. Обследовали исполнение Генплана уже в 1956.

В 1960-е годы территория бухты и западный берег залива наконец-то срослись в единый город. В городе стали появляться крупные предприятия — нефтеналивные, угольные порты и терминалы, промышленность. В Находку съезжались добровольцы со всех уголков СССР. Город стал настоящим транспортным мегакомплексом. К 1989 году один только Восточный Порт стал крупнейшим портом Советского Союза.

90-е годы, как и для всей страны, выдались для города непростыми, но уже в первых годах нового тысячелетия Находка начала медленный выход из кризиса.

Наше время: порт — город — курорт

Незамерзающая бухта, мощная промышленная база, и одна из сильнейших в стране транспортных систем формируют гигантский потенциал Находки. Но этот потенциал не только промышленный. Сегодня город развивает свою инфраструктуру, появляются новые рабочие места, поступающие ресурсы позволяют из сугубо портового трансформировать Находку в город, построенный «для людей».

photo

Так, благодаря строительству НЗМУ в городе запущена программа инвестиций в социальную инфраструктуру. В Находке появятся новые объекты и будут отремонтированы существующие. Благодаря заводу в город пришел газ, проектируются газовые котельные. Конвертация индустриальных проектов в городские — модель развития. Здесь строят новые дома, школы и детские сады, городские поликлиники, медицинские и спортивные центры, планируют создать свой передовой промышленный парк. Активно благоустраивают городские общественные пространства, пляжи и территории озер, меняют коммуникации, проводят капительный ремонт зданий и обновляют дороги.

По итогам 2022 года Находка была официально признана городом с благоприятной городской средой. И из 12 городов Приморского края, в которых оценивается качество среды (благодаря расчету Индекса качества городской среды), пока что только в пяти городская среда признана комфортной для проживания, и Находка вошла их число.

Актуальная глава истории города — это продолжение развития социальной инфраструктуры, формирование комфортной городской среды, а также строительство и обновление туристической инфраструктуры, гармоничное развитие самых разных сфер экономики и диверсификация. Эти цели отражены в мастер-плане города, который был представлен в 2022 году. Его идея заключается в том, чтобы расширить формулу Находки «город-порт» до «город-порт-курорт», где каждая часть уравнения представлена на равных. Поэтому в будущем Находку ждут новые смыслы, новое качество жизни и, конечно, новые возможности.