НАША НАХОДКА

Находка — особенный город. Он укутан шумящей листвой приморских сопок, а колыбельные ему поют волны Японского моря. Это один из крупнейших портов страны, но при этом он окружен бесчисленными морскими бухтами и красивейшими пляжами. Это — промышленный город, но на природе.

Находка совсем еще молода, но при этом за свои полторы сотни лет успела повидать куда больше многих.

cities photo
map image

А еще Находка — дом более чем для 140 тыс. человек.

У Находки действительно увлекательная история. Первые поселения и фактории здесь появились в середине XIX века, когда первопроходцы Российской империи осваивали неизведанные территории Дальнего Востока. В прошлом столетии, во времена СССР, она была уникальной визитной карточкой Советского Союза — портом, открытым для иностранцев, а значит в то же время и витриной, где уже советские люди могли посмотреть на зарубежных гостей (и, конечно, достать себе вещичку из мира, закрытого за железным занавесом).

Но какой будет Находка XXI века? В чем будут ее уникальная миссия и неповторимые особенности, как будет ее будущий образ? Ответы на эти вопросы должен дать подготовленный мастер-план развития города.

Что такое мастер-план и зачем он нужен?

Мастер-план ─ сравнительно новый термин. В профессиональном слэнге городских планировщиков и администраторов термин появился благодаря голландским урбанистам KCAP Architects & Planners. В 2010 KCAP году разработали стратегию пространственного развития Перми, которую назвали «Стратегическим мастер-планом». Термин прижился. С 2010 года мастер-планы по развитию городов готовятся по всей России.

Дальний Восток вошел в общероссийский тренд широко. На Восточном экономическом форуме (ВЭФ) 2021 года 25 дальневосточным городам было поручено разработать мастер-планы. В рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» разрабатывается мастер-план развития туризма на Дальнем Востоке. Работы по туристическому мастер-плану будут закончены в этом 2022 году. Находке повезло попасть в оба сюжета. В первом случае — как городу, где по поручению правительства должен появиться мастер-план. Во втором — как одной из точек роста для туризма на Дальнем Востоке, какой является, например, Ливадия.

Несмотря на популярность, «мастер-план» до сих пор не обзавелся официальным определением, т.е. не прописан ни в одном законе. Одно из лучших неофициальных определений дается в исследовании о мастер-плане как инструменте стратегического планирования КБ Стрелка 2014 года. Если вкратце, то мастер-план ─ это:

  1. Стратегия пространственного развития, задача которой — в определении ключевых направлений и целей городского развития. Она же формирует перечень проектов, реализация которых позволит достичь этих целей.
  2. Коммуникативный документ. Его разработка предполагает активное вовлечение городских стейкхолдеров и сообществ. Мастер-план предлагает комплексную картину отдаленного будущего. Эта картина или образ будущего — точка консенсуса власти, бизнеса и горожан в том, как они видят развитие города.

Сегодня находчане могут ознакомиться с концептуальным мастер-планом Находки, который был подготовлен к ВЭФ-2022. В стратегии разработаны основные направления и цели развития города, предложены видения по ключевым проектам. Концептуальный план рассказывает о проблемах и возможностях города, формирует рамку для диалога и дальнейшей работы.

Находка — убывающий город. Почему уезжают люди и как развернуть тренд?

Итак, мастер-план служит для формирования общественного консенсуса относительно целей, повестки и направлений развития города, предъявляет комплексную картину отдаленного будущего.

Если попытаться рассказать о будущем Находки при помощи одного единственного показателя, то это будет численность населения. В городе все согласны, что убывание города — знак стагнации, а рост — развития.

Сегодня Находка, к сожалению, пока еще убывающий город. Только за последние 5 лет численность города сократилась на 5 тысяч. Оптимистичная картина будущего предполагает, что тренд развернется вспять.

На Дальнем Востоке к демографии относятся с бОльшим вниманием, чем во многих других областях страны — за последние десятилетия регион пережил драматический отток населения. Впрочем, в случае Находки дело тут не только в дальневосточной специфике. Малые и средние города в России теряют население в пользу региональных центров, которые в свою очередь теряют горожан в пользу столиц. Это общероссийский и, возможно, даже общемировой тренд.

Чтобы понять, как развернуть его, нужно предложить проекты, которые смогут привлечь в город людей. Для начала посмотрим, какую занятость город предлагает своим жителям.

Находка — город-порт или всё-таки не совсем?

Что такое Находка сегодня?

  • Крупнейший логистический узел Дальнего Востока России
  • Второй город в Приморском крае после Владивостока по объему инвестиций в основной капитал
  • Третий по населению город Приморского края — 142 тыс. челове
  • Интерес инвесторов — 124 инвестпроектов на сумму 310 млрд рублей, которые обеспечат 9,5 тыс. новых рабочих мест.

Если посмотреть на то, где работают находчане, то окажется, что лидер ─ «транспортировка и хранение» (согласно делению, принятом в Классификаторе видов экономической деятельности). Здесь занято 8,7 тыс. человек, что составляет 27% процентов от всех учтенных. Другими словами, порты Находки по-прежнему являются главным работодателем. В Восточном порту заняты 2,1 тыс. сотрудников, в Торговом — 1,2 тыс. Находка — образцовый город-порт!

Впрочем, не все так просто. По отдельности в образовании, здравоохранении и государственном управлении занято меньше людей, чем в портах. Но если посмотреть на эти отрасли как на работу в бюджетной сфере в целом, то окажется, что здесь сосредоточены 32% рабочих мест. То есть получается, что бюджетная сфер дает больше рабочих мест, чем порт. Может быть Находка ─ это город-социалист, а не город-порт?

Классификация по видам деятельности не учитывает малый и средний бизнес. Если включить в рассмотрение МСП, то получится еще более сложная картина. В Находке работают 7,1 тыс. компаний, где ориентировочно заняты 45 тыс. человек. То есть более половины трудоспособного населения, так или иначе, работает в частном бизнесе, а не в порту или бюджетной сфере. Здесь лидеры по направлениям — это «торговля», «транспортировка и хранение» (это уже не портовые предприятия, а скорее логистика, обеспечивающая торговлю), «строительство». Теперь как будто получается, что Находка — это город предпринимателей, а не стивидоров и бюджетников.

Порты Находки больше не являются определяющим центрами занятости для города. Впрочем, не будет справедливым сказать, что Находка потеряла свой статуса города-порта. Это не так. В портах по-прежнему сосредоточены лучшие места рабочие места, здесь зарабатывают в среднем в два раза больше, чем в бюджетной сфере или торговле.

И именно бухта позволила Находке привлечь в город один из крупнейших инвестиционных проектов на Дальне Востоке, Находкинский завод минеральных удобрений. Благодаря строительству завода город в 2022 году получил дополнительно 640 млн рублей на развитие социальной инфраструктуры. Порты Находки дают 40% ВГП города, то есть почти половину продукта, произведенного в городе.

Парадокс сегодняшнего положения экономики Находки в том, что с точки зрения налоговых отчислений, произведенного продукта — это город-порт. С точки зрения занятости и того, что город предлагает непосредственно большинству своих горожан это город школ, детских садов и торговых центров, и баз отдыха.

Понимание этого парадокса важно, если мы действительно хотим превратить Находку в растущий город. Для развития городу необходим не только работающие порты, но и механизм конвертации успехов портов в локальную экономику и социальную сферу.

Город-порт-курорт

Идея мастер-плана заключается в том, чтобы расширить формулу Находки «город-порт» на новую — «город-порт-курорт», где каждая часть уравнения представлена на равных. В том, чтобы предложить городу новые смыслы, возможности для развития.

Мастер-план Находки разделен на три равные части.

В части «Порт» представлены проекты, реализация которых нацелена на поддержку крупных инвестиционных проектов, привлечение федеральных средств и создание высокооплачиваемых рабочих мест.

Это площадка «индустриальной долины» во Врангеле, где может быть реализован проект масштаба НЗМУ. Это дорога дублер, которая позволит «запустить» индустриальную зону, бывшую площадку ВНХК, а заодно даст городу такой необходимый вход в город со стороны мыса Астафьева.

В «городе» собраны проекты по строительству новых объектов социальной инфраструктуры, жилья, в т.ч. арендного, по возведению инфраструктуры, в частности, газификации города, развитию районных и общегородских центров, таких как Соленое озеро и озеро Рица.

В Находке уже работает связка «город плюс порт», когда реализация инвестиционного проекта в бухте позволяет реализовывать городские проекты. Благодаря строительству НЗМУ в городе запущена программа инвестиций в социальную инфраструктуру. В Находке появятся новые объекты и будут отремонтированы существующие. Опять же, благодаря заводу в город пришел газ, проектируются газовые котельные. Конвертация индустриальных проектов в городские — модель развития Находки. От того, насколько успешно работает эта связка, и будет зависеть успех города.

Раздел «курорт» посвящен проектам развития туризма и проектам, которые позволят повысить рентабельность локальной экономики. То, что Находка оказалась одним из главных центров дальневосточного туризма, — сюрприз для горожан. Кажется, что внутри города никто не мыслит Находку как центр туризма. Тем не менее, каждое лето в бухты Находки приезжает порядка 500 тыс. туристов. Ливадия включена в общий для Дальнего Востока план по развитию туризма как один из центров. Если смотреть на отрасль в цифрах, то доля туризма в валовом продукте незначительна. Потенциал отрасли для горожан в том, что здесь могут появится новые рабочие места, возможности для малого бизнеса. Наконец, развитая туристическая инфраструктура создает качество жизни в городе теперь уже не только в порте, но и на курорте.

Документы